Выявленное наследие. Выпуск 7. Легендарный конструктор Балжи

Краеведение
Почти через год, 19 августа 2018 года, исполнится 110 лет со дня рождения Михаила Фёдоровича Балжи. О том, как человек с греческими корнями стал ведущим конструктором танков, написано много статей. Авторы лучших из них: Надежда Лысанова, Александр Моисеев и Татьяна Пушкарёва.

С именем Михаила Балжи в Челябинске связаны два объекта культурного наследия – здание на проспекте Ленина, где он работал, и памятник на Успенском кладбище.

Источник: Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Челябинская область М., 1986 – с. 42

 

Михаил Балжи родился в селе Покровском Мариупольского уезда Екатеринославской губернии 19 августа 1908 года. Его отец, Федор Кириакович, был греком, переселившимся на Украину. Он владел 300 гектарами земли, имел свое хозяйство и наемных работников. Мать, Екатерина Ильинична, вела дом, в семье было 8 детей: Николай, Наталья, Александр, Сергей, Михаил, Екатерина, Надежда и Вера.

 

В воспоминаниях Михаила Федоровича о той поре - поля зеленой пшеницы и серебристого овса, цветущий сад, небольшая низинка, заросли крапивы стоят "жгучей стеной", самое прекрасное время…

А дальше: Первая мировая, 1917 год, изменивший судьбу страны, четыре года Гражданской войны. В 1920 году советская власть на Украине была восстановлена повсеместно, а для семьи землевладельца Балжи наступило время потерь и лишений. В 1922 году от сыпного тифа умер отец. Детство Михаила закончилось, пришлось стремительно взрослеть и самому зарабатывать на жизнь.

В августе 1923 года на газогенераторную мельницу в селе Ново-Каракуба был принят новый смазчик, вихрастый, щуплый парнишка. Михаил осваивал профессию старательно, вскоре начал самостоятельно работать, зарекомендовав себя надежным и точным исполнителем. Он тянулся к знаниям, много читал. Прошло два года, в коллективе к нему пригляделись и по достоинству оценили: дельный, смышленый, толковый, учиться бы такому, да происхождение подкачало.

Профсоюз "Пищевкус" в 1925 году всё-таки командировал Михаила Балжи в Мариупольскую профессионально-техническую школу, где его научили работать по металлу. Профтехшкола разбудила в Мише талант механика, он по-настоящему увлекся техникой. Во время учебы он получал стипендию от своего профсоюза. С сентября 1927 года он - токарь по металлу на заводе "Комитета биржи труда". Михаил продолжал оттачивать свои умения.

В 1928 году Михаил Балжи переехал в Харьков, где устроился по своей специальности на завод "Серп и молот". Высокая оценка его мастерства проявлялась в том, что начальство любило давать ему трудные задания, которые не только не повергали его в замешательство, а, наоборот, подстегивали азарт и находчивость.

Руководство завода поддержало Михаила в стремлении учиться дальше. В сентябре 1930 года он стал студентом вечернего отделения автотракторного факультета Харьковского механико-машиностроительного института, а на заводе был выдвинут на инженерно-техническую работу: инструктор по рационализации, техник по оборудованию, начальник конструкторского бюро по приспособлениям для холодной обработки.

Тем временем в Харькове завершилось строительство второго в СССР тракторного завода, и Балжи был откомандирован на Харьковский тракторный завод старшим конструктором моторного цеха. В 1933 году он перевелся на дневное отделение института. Через два года закончил его по специальности инженер-механик и по разнарядке Наркомата был направлен на Челябинский тракторный завод имени Сталина. На ЧТЗ в это время разворачивалась работа над созданием нового дизельного трактора С-65 (Сталинец-65). В ноябре 1935 года Балжи был включен в состав опытно-конструкторской группы. Работа конструкторов завода по созданию новой машины увенчалась успехом - в мае 1937 года на Всемирной промышленной выставке в Париже (Франция) трактор С-65 получил "Гран-при".

После постановки С-65 на конвейер начались работы по модернизации этого трактора. Михаил Федорович руководил проектированием кабины трактора, вносил предложения по усовершенствованию конструкции шасси.

В эти годы правительство страны планировало коренное перевооружение Красной Армии: перевод с конной тяги на механическую. Было принято решение о привлечении тракторной промышленности к выпуску военной техники. В научно-исследовательском автотракторном институте (НАТИ) разработали конструкцию артиллерийского тягача, а выпуск его намечался на ЧТЗ.

Михаил Фёдорович Балжи руководил совершенствованием конструкции тягача С-2 (Сталинец-2) и внедрением его в серийное производство. Приказом наркома от 26 апреля 1940 г. за создание новых конструкций и оперативную работу по объектам производства он был награжден знаком "Передовой конструктор советского машиностроения".

Все складывалось благополучно: есть профессия и любимая работа, уважение коллег, семья, жена Надежда родила дочь. Но предложенная товарищами кандидатура Михаила Балжи на 2-й съезд профсоюза тракторной промышленности была отвергнута группой коммунистов во главе с Белостоцким, который ещё в 1911 году закончил партийную школу в Лонжюмо под Парижем. Представители старой большевистской гвардии резко выступили против Балжи, напомнив о его происхождении.

20 июня 1940 года вышел приказ наркома об организации на Челябинском тракторном заводе производства тяжелого танка КВ (Клим Ворошилов), разработанного Ленинградским Кировским заводом. На ЧТЗ было создано специализированное конструкторское бюро (СКБ) по танкам. В новый отдел с 11 июля вошел и Балжи как заместитель начальника СКБ.

С Кировского завода доставили первую партию чертежей. В них встречались ошибки, челябинцев удивляла нетехнологичность некоторых деталей и узлов. Они требовали доработки, конструктивных изменений. Ленинградцы встречали замечания челябинцев в штыки: "Яйца курицу учат". С большим трудом танковое производство на тракторном налаживалось. Лишь 31 декабря 1940 года был собран первый челябинский танк КВ-1.

В конце 1941 года на базе ЧТЗ, объединившем восемь полностью или частично эвакуированных предприятий, был создан Танкоград - гигантский промышленный комплекс.

Главным конструктором Танкограда был назначен главный конструктор Ленинградского Кировского завода Жозеф Котин, который полагался на "свою гвардию", и на всех ответственных участках конструкторского отдела поставили ленинградцев. Но война объединила работающих в единый коллектив.

Михаил Федорович с октября 1941 года - старший инженер машины. Это значит, что он вел её от проектирования до постановки на производство. Так был создан и пошел в серию облегченный вариант тяжелого танка КВ-1С. 5 июня 1942 года за образцовое выполнение задания по производству танков Михаил Фёдорович Балжи был награжден орденом Красной Звезды. В дальнейшем, на базе КВ-1 были разработаны проекты ряда других машин, в том числе, при непосредственном участии Михаила Федоровича, артиллерийская самоходная установка СУ-152.

В июне 1943 года главным конструктором Танкограда назначили Николая Духова. Николай Леонидович приехал на ЧТЗ еще в июле 1941 года. У него появилась возможность оценить уровень челябинских конструкторов, в ярком созвездии которых Балжи был одним из самых блестящих, знающих не только конструкторское дело, но и технологию производства.

23 июня 1943 года Балжи был назначен заместителем главного конструктора Танкограда. Михаил Федорович участвовал в разработке проекта и руководил постановкой на производство нового тяжелого танка - ИС (Иосиф Сталин). 5 августа 1944 года за успехи, достигнутые в деле создания и освоения новых типов танков и артиллерийских самоходных установок, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. История создания ИС-3 стала настоящей легендой. В августе 1944 года Михаилу Федоровичу впервые за годы войны дали десятидневный отпуск на заводскую дачу. Отдых отдыхом, но нельзя внезапно остановить напряженную работу мысли.

Внимание Балжи привлекла обычная... мыльница. "Вот таким должен быть профиль башни - низкий, слегка приплюснутый, полусферический". Он сделал набросок формы башни. Затем еще один вариант. "А броня? Учитывая законы рикошетирования снарядов, стенки башни будут переменной толщины... " Балжи придумывал и набрасывал на бумаге варианты формы башни, корпуса танка, делал примерные расчеты... Уточнения вариантов... И уточнения уточнений... Перед удивленным главным конструктором предстал только что отправленный им в отпуск заместитель: "Мне пришла на ум одна идея... " Так закончился отпуск Михаила Федоровича, началась работа над новой машиной.

Хорошее оружие устаревает медленно. И десять лет спустя после окончания войны ИС-3 все еще рассматривался как эталон тяжелого танка. В 1956 году американский журнал "Милитари ревю" писал: "Советский тяжелый танк ИС-3 - один из самых мощных современных танков... Он имеет исключительно низкий силуэт, а также эффективное бронирование корпуса и башни. Созданный советскими конструкторами ИС-3 представляет собой выдающийся танк... "

Фотография из книги «Челябинский тракторный завод» (Екатеринбург, 2008)

Элегантные очертания танка ИС-3 оказали огромное влияние на послевоенное конструирование форм броневой защиты танков всего мира. В СССР эту форму использовали на среднем танке Т-54А, в дальнейшем - на танках Т-72В и Т-80. На западе форму корпуса и башни позаимствовали при разработке американского танка М-8, английского "Конкерор", немецкого "Леопард I" и французского АМХ-30.

 19 апреля 1945 года за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по обеспечению Красной Армии танками и самоходными артиллерийскими установками Ммхаил  Фёдорович Балжи был награжден орденом Отечественной войны 2 степени, за выдающиеся заслуги в деле организации производства, создания и освоения новых образцов боевой техники 19 сентября 1945 года - орденом Отечественной войны I степени. 26 июля 1946 года за выдающиеся достижения в деле создания новых образцов бронетанковой техники ему присуждена Государственная премия СССР. В этом же году у него родился сын Сергей. Сергеем отец назвал его в честь своего родного брата, судьба которого к тому времени была неизвестна. Но именно в 1946 году Сергей Федорович Балжи был освобожден. И прежде чем поехать в Киев к семье, он добрался до Челябинска. Был страшно болен. Михаил Федорович лечил его в больнице, потому Сергей задержался в Челябинске месяца на четыре.

С окончанием войны завод начал свою привычную, круглосуточную жизнь, наполненную шумом работающих цехов. Михаила Федоровича назначили начальником тракторного конструкторского бюро, оставив при этом заместителем главного конструктора завода. Благодаря богатому опыту, глубокому пониманию задач, умению вычленять проблемы, он в кратчайший срок успешно решил вопросы доработки конструкции и постановки на серийное производство нового трактора С-80 (Сталинец-80). Одновременно он руководил запуском в производство тяжелого танка ИС-4 и артсамохода на его базе, проводил плановые работы по дальнейшей модернизации танка ИС-2, начал проработку модернизации танка ИС-3.

Балжи Михаил Фёдорович.

Источник: http://domznaniy74.ru/history/?id=121

 

15 апреля 1947 года Михаила Фёдоровича Балжи назначили главным конструктором завода. Под его руководством создаются новые машины: сельскохозяйственный трактор С-64, артиллерийский тягач АТ-С, начинаются работы по созданию первого в стране трактора мощностью 140 лошадиных сил, предназначенного для выполнения тяжелых земляных работ.

Еще до войны Михаил Федорович начал преподавательскую деятельность. Он читал лекции по теории тракторов и автомобилей в институте механизации и электрификации сельского хозяйства, в послевоенные годы руководил дипломным проектированием у студентов ЧИМЭСХ (ныне ЧГАУ), ЧПИ (ЮУрГУ), тракторного (ныне машиностроительный колледж) техникума.  С 1949 года Балжи по совместительству преподавал в ЧПИ, а в 1952 году ушел туда на постоянную работу. Балжи был заведующим танковой кафедрой, замаскированной от шпионов под "Колесно-гусеничные машины" - "КГМ".

1952-й год стал для Михаила Балжи годом большой утраты — умерла его любимая жена. На отдыхе в курортной зоне Увильдов случился казус. «В помещение залетела летучая мышь, — рассказывала Ирина Михайловна Шуваева, дочь конструктора. — Сережа сильно испугался — был еще маленький. Мама стала выгонять непрошеную гостью. Переволновалась, а сосуды у нее были плохие, к утру поднялось давление — обширный инсульт. ..»

В 1956-1961 и в 1965-1970 годы Балжи работал деканом автотракторного факультета. В 1965 году Михаил Фёдорович Балжи стал доктором технических наук, профессором.

Во время работы в институте вел исследовательскую работу по улучшению эксплуатационных качеств машин. Моисеев в своих воспоминаниях писал, что "балживская команда" занималась гидротрансмиссией, очень модной в свое время конструкторской темой. Балжи со товарищи разработали "оригинальную схему инерционного бесступенчатого трансформатора". Результаты исследований стали основой 13 диссертаций его учеников на соискание ученой степени кандидата технических наук. Михаил Фёдорович Балжи опубликовал более 150 научных работ.

Умер Михаил Фёдорович Балжи 13 сентября 1970 года. Похоронен на Успенском кладбище. На могиле установлен барельеф с его изображением работы скульптора Макарова (архитектор Фитковский).

Май 2014 г. Фото: Ю. Латышев